Туроператор "ИЛВА"
   
 

СМОЛЕНСК - ТАЛАШКИНО - КАТЫНЬ

 

1 дн
Выезд из Витебска утром.
Обзорная экскурсия «Смоленск - город ратной славы». Смоленская крепостная стена, выдающееся оборонительное сооружение конца XVI - начала XVII веков - немая свидетельница событий, бурно кипевших на Смоленской земле в последние 400 лет. Знавала она и скорбные годы, и годы великой славы. Превосходящая по размерам Московский Кремль почти вдвое, Смоленская крепостная стена и сейчас приятно радует глаз горожан и гостей города. Не зря сам Борис Годунов сравнил ее с жемчужным ожерельем царицы и назвал «ожерельем всея Руси». Соборный холм - культовый и административный центр города со времен Владимира Мономаха. Свято-Успенский кафедральный собор - жемчужина русской архитектуры XVII-XVIII веков, в котором хранится одна из самых главных и наиболее почитаемых русских святынь - Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Храм Петра и Павла - самое древнее из сохранившихся сооружений в Смоленске. Осмотр памятников М.И. Глинке, М.И. Кутузову, Василию Теркину, Сквера Памяти  Героев, где находятся барельефы русских полководцев Отечественной войны 1812 года, памятники героям ВОВ 1941-45 гг.
Переезд в историко-архитектурный комплекс «Талашкино» (18 км).
Талашкино - имение известной меценатки М.К. Тенишевой, коллекционера и художницы, создавшей художественный центр, получившего европейскую известность. Художественные мастерские - вышивальные, резные и керамические. В Талашкино работали художники И.Е.Репин, М.А.Врубель, композитор И.Ф. Стравинский, здесь бывал Ф.И.Шаляпин. До наших дней сохранилось одно из лучших монументальных творений Рериха - великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная художником над порталом церкви Св. Духа. Ещё одна из достопримечательностей Талашкино - знаменитый сказочный домик «Теремок». Это бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Сергея Малютина, представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества. В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских и, конечно же, произведения тех, кто принес Талашкино славу.
Посещение мемориала «Катынь». На подъезде к Смоленску с белорусской стороны находится деревушка Катынь, которой суждено было получить мировую известность после трагических событий. 30-40-х годов XX в., жертвами которых стали граждане двух стран - Советского Союза и Польши. Катынский лесной массив стал символом мученичества и обреченности народов перед чудовищной властью тоталитаризма. С тех пор в катынском лесу проводилось не одно расследование, которые проливали всё больше света на одно из жутчайших преступлений. На сегодняшний день здесь возведен крупный мемориальный комплекс.
По желанию можно посетить:
- Художественная галерея. Здание галереи – памятник гражданской архитектуры XIX века, бывшее Александровское реальное училище. Это великолепно выстроенное трехэтажное здание, обладающее дворцовой представительностью, по праву считается одним из самых красивых в Смоленске. Экспозиция Художественной галереи обширна и разнообразна по своему составу. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М.К.Тенишевой, представленная иконами XV-XIX веков. Гордость собрания - произведения В.А.Тропинина, И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи, В.А.Серова, И.Е.Репина, К.А.Коровина, А.Н.Бенуа, Л.С.Поповой и других мастеров русского искусства. На основе усадебных собраний сформировалась обширная коллекция произведений западноевропейских художников, в числе которой примеры итальянской, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета. Неоспоримой ценностью являются картины испанских художников XVII века, одна из которых принадлежит кисти Франсиско де Сурбарана. Немецкую живопись представляют многочисленные произведения пейзажистов Мюнхенской школы, французскую - мастера от рококо до импрессионизма.
- Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова посвящен яркому самобытному художнику, неожиданному и оригинальному мыслителю, чье имя известно, без преувеличения, всем ценителям прекрасного. Выбор города был не случайным, поскольку именно здесь на Смоленщине в деревне Караковичи родился будущий великий скульптор. Сейчас собрание насчитывает свыше 90 уникальных работ, среди которых особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Тема сказки, создание фантастических образов, отмеченные национальным своеобразием - одна из любимейших тем творчества С.Т.Коненкова. Неразрывная связь с родной природой, преданиями вдохновляли мастера на создание «Совы-ведьмы», «Птицы Сирин», «Пана, играющего на дуде», «Наяды». Многие произведения возникли как раздумья о природе творчества и смысле искусства. Это портреты гениев русской литературы: Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, А.М. Горького, Т.Г. Шевченко. Особой одухотворенностью, трагичностью проникнуты композиции, посвященные А.С. Пушкину и Ф.М. Достоевскому. Тема музыки возникала на протяжении всего творчества скульптура. Она вдохновила мастера на создание портретов выдающихся композиторов и исполнителей, таких как портрет М.П. Мусоргского, Д.Д. Шостаковича, А.Б. Гольденвейзера, Н.В. Плевицкой. Чувством красоты и гармонии наполняют пространство музея прекрасные женские образы. Это источающий тепло человеческого тела дивный торс Айседоры Дункан, таинственная «Крылатая», напоминающая о Древней Греции «Примитив» и «Девушка с кукурузой».
Христианская тема - одна из центральных в творчестве С.Т. Коненкова. «Сын человеческий» - воплощение образа Иисуса Христа является, пожалуй, лучшей работой скульптора в экспозиции музея. Композиция «Пророк» - олицетворение тревоги, страсти и гнева. Самые трогательные и трепетные портреты мастера посвящены детям. «Марфинька», «Ниночка», «Леня» являются настоящим воплощением непосредственной радости, теплоты.
- Исторический музей. Экспозиция «Древнейшая история Смоленской земли (100 тыс. лет назад - нач. IX в. н.э.) включает более 1500 предметов - свидетельства истории Смоленщины от каменного века до раннего средневековья. Среди представленных экспонатов: кремневые орудия охоты древних людей, каменные топоры, фрагменты глиняных сосудов, бронзовые украшения и предметы культа, а также макеты, карты, реконструкции. Украшением экспозиции является подлинный сохранившийся скелет мамонта. Во 2-м зале постоянной экспозиции посетители могут увидеть легендарные археологические памятники Гнёздовского комплекса (IX-X вв.): не имеющая аналогов в мире корчага-амфора с древнейшей русской надписью, знаменитые франкские стальные мечи (оружие викингов-варягов), редчайшие золотые монеты - солиды византийских императоров Александра и Феофила, серебряные арабские монеты-дирхемы, бронзовые и латунные украшения, фибулы и пряжки. В экспозиции можно увидеть реконструированные антропологами облики жителей Гнездовского поселения и их аутентичные костюмы. В экспозиции представлены уникальные археологические памятники древнего Смоленска (XI-XIII вв.): печать одного из первых Смоленских князей Вячеслава Ярославича, каменная гробница князя Давыда Ростиславича, известные смоленские берестяные грамоты, оружие русских витязей, величественные фрески из смоленских храмов, серебряные гривны-украшения и слитки, западноевропейские монеты-денарии, орудия труда и изделия кузнеца, гончара, кожевенника, плотника, костореза, ювелира. Можно познакомиться с предметами повседневного быта древних смолян, увидеть фрагмент дома 800-летней давности, объёмные макеты древних храмов Смоленска. Экспозиция сопровождается богатым справочным материалом: картами, рисунками-реконструкциями, схемами, планами, пояснительными текстами, факсимильным воспроизведением древнерусских летописей и миниатюр.
Постоянной экспозиции «История и культура Смоленщины в XIII-XVIII веках» насыщенная уникальными предметами и реликвиями, отражает наиболее яркие моменты смоленской истории: монголо-татарское нашествие XIII века, взаимоотношения с Великим княжеством Литовским в XIII-XV веках, собирание русских земель и возвращение Смоленска в состав русского государства в 1514 г., строительство Смоленской крепостной стены в 1596-1602 гг., героическую оборону Смоленска от польских захватчиков в 1609-1611 гг., окончательное освобождение смоленской земли в 1654 г., реформы Петра I начала XVIII в., участие Смоленщины в Северной войне 1700-1721 гг., образование и развитие Смоленской губернии.
- Музей «Смоленский лен» - первый в России музей льна. Эту уникальную экспозицию называют гимном «северному шелку». В неё вошли пахотные орудия, подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция смоленского костюма с поясами и головными уборами - «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства.
В музее есть возможность приобрести навыки плетения поясов на «достечках» и «бердышках», своими руками изготовить куклу в национальном костюме, принять участие в обрядовых праздниках. Музей расположен в Никольской башне Смоленской крепостной стены.
- Музей «В мире сказки». Расположенные в интерьерах музея экспонаты образуют сценки из известных народных и пушкинских сказок. Для музея «В мире сказки» отобраны лучшие экспонаты из коллекции Смоленского музея-заповедника: серебряный рожок для кормления младенца работы московского мастера Гаврилы Устинова; вышитое руками мастериц Московского Страстного монастыря полотенце; расписной сундук 1839 года; салазки из Вологодской губернии, изготовленные сто с лишним лет назад. Особый интерес вызывают витрины с народными игрушками - дымковскими, филимоновскими, богородскими. Всех восхищает кукольный фарфоровый сервиз из Германии. Им могли пользоваться Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик. Крохотные чашки-яблочки на блюдцах-листиках, вместе с грушей-молочником, тыквой-чайником, ананасом-сахарницей стоят на подносе, помещающемся на ладони. А во время экскурсии детей ждет сюрприз - встреча со сказочным героем: Бабой-Ягой, Лешим, Василисой Премудрой. Они обязательно устроят испытания, загадают загадки.
- Музей природы и экологии. В концепции музея все экологические процессы, происходящие в природной среде, представлены, как «Экология Природы», а энергоинформационные процессы, как «Экология Духа». В музее можно осмыслить проблемы глобального уровня и познакомиться с природными особенностями региона, сохранен комплексный подход к отражению природы. В музее можно будет увидеть зверей и птиц, рыб и земноводных, насекомых и моллюсков, т.е. всех тех животных, которые обитают в наших лесах и водоемах, на лугах и полях. Все природные композиции имеют ландшафтный характер и объединены экологической идеей. Пространственная реализация проекта имеет многоуровневое решение и предполагает нахождение зрителя внутри композиции. Сегодня естественнонаучный фонд музея насчитывает более 11 000 единиц хранения. Наиболее интересные коллекции и экспонаты: скелет взрослого мамонта; бивень старого мамонта длиной 284 см; скелет детеныша мамонта; скелет пещерного медведя; череп самки карликовой формы мамонта; голова горного барана (образец таксидермического искусства Герма­нии, начала XX века); гербарий растений, собранных Н.М.Пржевальским в Монгольской экспедиции (1867-1869 гг.); коллекция насекомых, собранная П.К.Козловым в Монгольской экспедиции (1908-1909 гг.); коллекция бабочек Смоленской области.
Музей «Смоленск – щит России» (башня Громовая). Громовая - одна из самых красивых башен «ожерелья земли русской», Смоленской крепостной стены, возведенной зодчим Федором Конем. Это первая из отреставрированных башен крепости, восстановленная в своем первоначальном виде. Вы можете увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам, полюбоваться деревянным шатром изнутри. На втором ярусе башни Громовой открыта экспозиция, рассказывающая о строительстве Смоленской крепостной стены и о героической обороне города в период Смутного времени 1609-16011гг. Здесь можно познакомиться с подлинными предметами конца XVI - начала XVII вв. из фондов Смоленского музея-заповедника, большинство из которых выставляются впервые, увидеть макет крепости, выполненный дизайнерами из Санкт-Петербурга. Макет создан по гравюре голландского художника Гондиуса, запечатлевшего вид Смоленска и его окрестностей в 1636 году. Первоначальный облик башен смоленской цитадели, количество граней и расположение бойниц, масштаб всех построек строго соответствуют старинным чертежам и документам. Третий ярус башни занимает временная выставка «Солдат 1812 года», которая посвящена вооружению, амуниции и снаряжению воинов русской и французской армий, участвовавших в сражениях на территории смоленской области. На четвертом ярусе под куполом башни можно не только полюбоваться прекрасным видом смоленских окрестностей, но и загадать желание, которое, по старым преданиям, обязательно сбудется и пройтись по пряслу, единственному в городе месту стены, отведенному под прогулки.
- Музей «Городская кузница XVII века». Здание, в котором располагается музей, - самое старое из сохранившихся гражданских зданий Смоленска. Этот маленький, крытый черепицей домик был построен в первой половине XVII века. Первоначально здесь размещалась «польская архива», а в XVIII веке здание было приспособлено под кузницу инженерного дома. В первом зале музея можно увидеть подлинные орудия труда и многочисленные изделия кузнечного ремесла XVII-XIX вв., среди которых ключи и замки различной формы и величины, холодное оружие, посуда, светцы, подсвечники. Проходя под цеховым знаменем смоленских кузнецов 1839 года, гости оригинального музея попадают в творческую лабораторию кузнеца. Здесь воссоздан кузнечный горн с мехами, настоящая наковальня, представлены рабочие инструменты кузнеца. Электрическое освещение этого зала преднамеренно ослаблено, чтобы создать иллюзию естественной обстановки работы мастера, в свете пламени горна творившего свои шедевры. О тонкостях кузнечного дела поведает «настоящий кузнец» – экскурсовод в костюме ремесленника.
- Музей-квартира «А.Т.Твардовский в Смоленске». В 1943 году Александр Твардовский приехал в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта. 27 сентября он с родителями, сестрами и племянниками въехал в квартиру в Запольном переулке. Эти стены помнят, как создавалась поэма «Дом у дороги», рождались новые главы «Василия Теркина» и «За далью - даль», сюда к Твардовскому приезжали фронтовые друзья - художник Орест Верейский и писатель Евгений Воробьев. Помимо обстановки, бережно сохраненной сестрами Александра Трифоновича, в экспозиции представлены разные издания книг поэта, фотографии, письма, рисунки О.Верейского.
Выезд домой. Приезд в Витебск вечером.

Стоимость тура на человека при группе 40+4: 30 руб.

 

 

В стоимость тура входит:
 
- транспортное обслуживание по программе;
- сопровождение по маршруту;
- обзорная экскурсия по Смоленску,
  Талашкино, Катыни
Дополнительно оплачивается:
 
- входные билеты в музей «Теремок» в
  Талашкино